Чего опасаться предпринимателю при найме штатного бухгалтера

У каждого предпринимателя, который не вчера начал заниматься бизнесом, найдется минимум одна история о недобросовестном бухгалтере.

Громких историй крушения бизнесов по вине бухгалтера в публичном пространстве особо не встречалось, все-таки в случае с бухгалтерией все в известной степени поправимо: учет можно (пусть и большими затратами времени, нервов и денег) восстановить; пени, штрафы и недоимки доплатить (пусть и отложив на какое-то время развитие бизнеса по причине нехватки оборотных средств); отчетность сдать. Самое главное, чтобы бухгалтер не оказался “слабым звеном”, как в истории с делом “Седьмой студии” и преследованием режиссера Кирилла Серебренникова.

Хочется верить, что есть на этом свете предприниматели, которые занимаются бизнесом не первый год и могут с уверенностью сказать, что они со своим бухгалтером “как за каменной стеной”.

Мы собрали топ-5 ситуаций, которых предпринимателю нужно опасаться  при найме штатного бухгалтера:

  1. недостаточная квалификация;
  2. жалобы в трудовую инспекцию;
  3. обнародование конфиденциальной информации;
  4. утрата/невозврат документов;
  5. ошибки.

Разберем каждую из них.

1. Недостаточная квалификация. Если вы сами не являетесь бухгалтером, вы никогда не сможете оценить его квалификацию. Вы вынуждены “поверить на слово” самому кандидату или тому, кто его вам рекомендовал. Рекомендации знакомых — лучше, чем отсутствие рекомендаций. Но ваш бизнес может отличаться от бизнеса знакомого не только системой налогообложения, но и тысячей других нюансов, с которыми бухгалтер в своей практике не сталкивался. Вы хотите, чтобы он учился за ваш счет?

В нашей стране законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, бухгалтерский учет и налоги, меняется ежедневно, а счет изменениям идет на тысячи в год. Бухгалтер, не имеющий привычки постоянно повышать свою квалификацию (а многие из них такой привычки не приобрели даже за долгие годы работы, ибо рутина засасывает), не успевает следить за всеми изменениями законодательства, что неизбежно ведет к ошибкам и санкциям со стороны налоговых органов.

Бухгалтер, замученный валом рутинной работы, не может отслеживать изменения в деятельности налоговых органов. А это является в настоящее время немаловажным фактором. ФНС активизируется и автоматизируется, придумывает новые приемы, иногда “на грани фола”, чтобы собрать как можно больше налогов. Анализировать эти тренды и то, как они повлияют на бизнес, у бухгалтера точно нет времени. А знать об этом необходимо, чтобы не поставить бизнес под удар.

2. Жалобы в трудовую инспекцию. Ваш бухгалтер — наемный работник, которого защищает Трудовой кодекс. А Трудовой кодекс в лице государственного инспектора по труду всегда защищает работника. Ответственность, которая может для вас наступить: материальная (возмещение ущерба); административная (штрафы от 20 до 200 тысяч рублей); уголовная.  Конкретный вид ответственности зависит от тяжести совершенного правонарушения. Вы уверены, что в случае конфликтной ситуации Ваш бухгалтер не будет жаловаться на вас?

3. Самое неприятное, что может случиться, — обнародование конфиденциальной информации, доступ к которой бухгалтер имеет “по долгу службы”. Эта информация может представлять интерес для различных ведомств, не только для налоговых органов. Печальное в этой ситуации то, что никаких санкций к бухгалтеру применить в этом случае нельзя, потому что (с большой долей вероятности) документ, регулирующий порядок доступа к служебной/коммерческой тайне в вашей организации отсутствует.

4. Если вы работаете с бухгалтером, который частным образом подрабатывает из “хоум-офиса” опасайтесь утраты или невозврата документов. Утрата документов — случай достаточно распространенный в случае с “хоум-офисом” и причины его столь же понятны (домочадцы, включая домашних животных, испортили), сколь и неприятны последствия — документы нужно восстанавливать. Хорошо, если о факте утраты документов бухгалтер сразу поставит вас в известность и документы восстановит своими силами. В противном случае об отсутствии документов, подтверждающих факты хозяйственной деятельности, вы можете узнать в случае предъявления претензий налоговым органом. И, конечно, в случае возникновения конфликтных ситуаций бухгалтер может отказаться возвращать вам документы или использовать их для шантажа. Ситуация встречается на практике гораздо чаще, чем вы думаете.

Чего опасаться предпринимателю

Чего опасаться предпринимателю

5. Ошибки. Бывают у всех. Плохая новость для предпринимателя, что штатный бухгалтер, который допустил ошибку,остается практически безнаказанным. Если не считать наказанием замечание или выговор, которые вы можете применить к нему в соответствии с нормами Трудового кодекса. Средств для уплаты недоимки, штрафов и пени у вас от этого точно не прибавится. Особо конфликтный бухгалтер обжалует наложение дисциплинарного взыскания в суд или напишет жалобу в государственную инспекцию по труду.

Бывает и другая ситуация. Бухгалтер, не желающий рисковать и не обладающий высокой квалификацией, платит налоги “для подстраховки” и не использует даже те законные способы экономии, которые у бизнеса еще остались. Если вы знаете о такой “особенности” вашего бухгалтера и сами занимаете позицию “заплати налоги и спи спокойно”, тогда все в порядке. Но если ваш бизнес на грани рентабельности, тогда необходимо искать другие модели финансово-хозяйственной деятельности, которые позволят более равномерно распределить налоговую нагрузку. Не все бухгалтера обладают для этого необходимой смелостью и квалификацией.

Мы неоднократно сталкиваемся в своей практике с последствиями описанных выше ситуаций. К нам обращаются по вопросам восстановления учета “с нуля” после того, как бухгалтер отказался возвращать документы, для разработки моделей, балансирующих налоговую нагрузку и рентабельность бизнеса, для “разруливания” спорных ситуаций с налоговыми органами. Когда предприниматели, руководители бизнеса спрашивают нас как избежать таких ситуаций, мы отвечаем: “Надежные и профессиональные партнеры, которые специализируются на ведении бухгалтерского учета и налоговом консалтинге, работают на рынке не первый год, обеспечивают юридическое сопровождение, пристально следят за квалификацией своего персонала, которые всегда на связи, доброжелательно отвечают на ваши вопросы. И никаких домашних животных :-)”.

Читать еще:

Налоговое планирование

Мониторинг налоговых рисков

Сопровождение налоговых проверок

Досудебное урегулирование налоговых споров

10 фактов о том, что налоговый ландшафт в России изменился, а предприниматели этого не замечают

Зачем предпринимателю рассчитывать свою налоговую нагрузку?

“Бухгалтер из соседнего подъезда” или как работает бухгалтер за 1500 руб.

5 причин работать с Юстведия